ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА СОХРАНЕНИЕ

МАГНИТОГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 

ПРОЕКТ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ФГБОУ "МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" (МаГУ) В УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС

(БУДЕТ ДОРАБАТЫВАТЬСЯ С УЧЕТОМ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА)

ФБГОУ ВПО «МаГУ» (МаГУ) – университет регионального уровня по количеству студентов и образовательных программ, качеству подготовки выпускников. В новых условиях реорганизации и реструктуризации системы образования в РФ необходимы его структурные, организационные, функциональные преобразования.

Актуальность создания и утверждения коллективом МаГУ концепции реорганизации обусловлена следующими факторами.  Реорганизация МаГУ в форме присоединения его в качестве структурного подразделения к техническому университету (МГТУ) представляется неэффективным, т.к. слияние таких разноплановых в научном и образовательном аспектах вузов, проведённое ранее в других городах страны, не дало ожидаемого синергетического эффекта. Присоединение в состоянии разрушить служившуюся систему связей в образовательном комплексе Магнитогорска и части региона Южного Урала. По мнению специалистов и широкой общественности, такая реорганизация, несомненно, приведёт к падению качества образования, особенно, гуманитарного образования. Образовавшаяся ниша по целому ряду образовательных программ будет заполнена коммерческими филиалами негосударственных вузов. Усилится отток образованной молодёжи в другие университетские центры.

После углубленного анализа ситуации учеными МаГУ и городскими властями предложена концепция реорганизации университета, позволяющая оптимизировать систему образования в городе, убрать избыточность в подготовке отдельных направлений, поднять уровень образования.

Суть предложения заключается в том, чтобы реорганизовать МаГУ, включив в его состав педагогический и ряд других колледжей Магнитогорска (области).

Такое решение позволит улучшить количественные показатели эффективности, укрепит систему вертикальных и горизонтальных связей в образовательном комплексе, позволит решить ряд демографических и социально-политических проблем города.

При определении путей структурной реорганизации МаГУ оптимальным представляется путь, учитывающий его Миссию.

Миссией МаГУ является удовлетворение интересов и потребностей личности в многоуровневом профессиональном образовании, создание необходимых и достаточных условий разностороннего развития природных задатков, способностей личности  в соответствии с образовательным заказом общества, государства, бизнеса на подготовку конкурентоспособного специалиста, в основе которой лежат инновационные процессы интеграции науки, производства и образования.

Ключевые слова в данном определении Миссии – многоуровневое профессиональное образование личности конкурентоспособного специалиста путем интеграции науки, производства и образования.

Таким образом, структурное преобразование МаГУ заключается в создании такой структуры вуза, при которой обеспечивается многоуровневое профессиональное образование личности конкурентоспособного специалиста.

Основной путь структурного преобразования МаГУ – интеграция  науки, производства и образования.

1. Стратегические цели преобразования/реорганизации

Общая стратегия реорганизации – изменить текущее состояние университета в соответствии с общей стратегией Правительства РФ на интеграцию российского образовательного пространства и повышения его конкурентной способности на региональном и мировом рынках образовательных услуг (см. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.12, Государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий» от 20.12.12).

Реорганизация МаГУ проводится в форме создания университетского комплекса, интегрирующего родственные направления подготовки специалистов среднего и высшего профессионального образования, а также развитие уникальных (ключевых) направлений подготовки специалистов и дополнительных образовательных программ.

Эта стратегия соответствует статье Закона «Об образовании в п. 3.11 – недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования».

1.1. Стратегические направления реорганизации

1. Сохранение образовательной платформы для культурного, гуманитарного, педагогического направлений в начальном, среднем и высшем профессиональном образовании юга Челябинской области, Южной Башкирии, Северного Казахстана. Сюда относятся также начальное и среднее профессиональное образование (бакалавриаты по специальностям), входящим в направления гуманитарного и технического профессионального образования, поддерживаемые на уровне высшего профессионального образования. Например: педагогические специальности среднего и высшего профессионального образования, направления подготовки по информационным технологиям, профессиональной подготовки по физической культуре и спорту, направления дополнительного образования и переподготовки.

Это стратегическое направление включает в себя задачи:

  • сохранение научного и педагогического потенциала высшего и среднего профессионального образования, включенного в зону реорганизации (университет, колледжи, училища, организации дополнительного образования);
  • сохранение и увеличение разнообразия связей в образовательной системе региона.

2. Изменение научных и образовательных акцентов реорганизуемого комплекса образовательных учреждений. Эта стратегия направлена на реструктуризацию научно-педагогической подготовки студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов в создаваемом комплексе. Задачи направления:

  • структурная реорганизация университета и других образовательных организаций в комплексе в виде укрупнения родственных и близких направлений подготовки (вертикальная и горизонтальная интеграции). Вертикальная интеграция реализуется с участием колледжей и создаёт основу для университетского комплекса.  Горизонтальная интеграция предполагает создание объединённых факультетов и институтов, а также объединение кафедр, с доведением их средней численности до 25-30 сотрудников. Количество факультетов/институтов в УК: 5-6;
  • структурная и функциональная реорганизация системы управления – предполагает исключение дублирования управленческих функций, объединение родственных служб, повышение уровня автономности управленческих структур и подразделений при принятии решений;
  • создание интегрированных и специализированных лабораторий, научных центров, поддержка малых исследовательских групп научно-педагогических работников, сотрудников, студентов, аспирантов для проведения плановых и инициативных исследований и внедрения полученных результатов. Эти формы деятельности строятся в соответствии с Перечнем критических технологий РФ;
  • открытие диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по направлениям подготовки.
  • реорганизация Ученого Совета УК и проведение выборов на собрании (конференции) трудового коллектива – легитимизация процесса реорганизации.

3. «Агрессивная интеграция» в мировое образовательное пространство. Направление стратегии на значительное увеличение объема сотрудничества с зарубежными образовательными и научными организациями/лицами. А также повышение публикационной активности ППС в мировых информационных центрах.

Задачи стратегии:

  • развитие и укрепление международных связей, имеющихся у факультетов, кафедр и отдельных сотрудников с коллегами за рубежом. Использование и развитие положительно опыта, имеющегося в университете;
  • создание системы мотивации ППС, публикующихся в изданиях с международными индексами цитирования; организующим семинары, конференции, издание сборников трудов с участием зарубежных исследователей;
  • создание системы внутреннего рецензирования и перевода значимых (экспертно) трудов для публикации их в международных изданиях;
  • развитие системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации ППС (вертикальной и горизонтальной);
  • создание системы карьерного роста и кадрового резерва. В этой задаче решается рад подзадач, связанных с определением ролей и, соответственно, мотивации: преподавателей, менеджеров, научных работников. Разделение ролей связано с пониманием того, что один и тот же сотрудник может и не выполнять на высоком уровне три роли, но в отдельности – добиваться высоких результатов.

4. Финансовая стабилизации и развитие УК. Направление на создание прозрачности и управляемости финансовых потоков и материального обеспечения. Задачи направления:

  • постатейная оценка текущего финансового состояния университета и организаций-партнёров (аудит и анализ динамики);
  • оценка возможностей федерального, регионального и иных видов софинансирования УК;
  • создание Финансового Кодекса (ФК) УК для обеспечения прозрачности и управляемости бюджетом УК;
  • создание системы бюджетирования подразделений УК на основе ФК, выделение целевых фондов (гранты, мотивационные фонды, фонды стимулирования).

Заключение

Основаниями успешной реорганизации МаГУ являются:

  • значительный научный, профессионально-педагогический потенциал НПР университета;
  • существующее реальное превышение норматива финансового обеспечения на одного студента;
  • необходимость выполнения требования Президента РФ В.В. Путина по сохранению в России гуманитарного образования, выраженное в его Послании;
  • востребованность университета и направлений подготовки студентов в городе и регионе;
  • готовность руководителей города, горожан, жителей прилегающих районов Челябинской, Курганской, Оренбургской областей и республики Башкортостан поддержать МаГУ как самостоятельное учреждение высшего профессионального образования.

Комплекс первоочередных мероприятий реорганизации МаГУ, как университетского комплекса, включает:

  • проведение аудита финансовой деятельности вуза;
  • сокращение административно-управленческого персонала путем оптимизации управленческой структуры, устранение дублирования функций;
  • повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
  • использование аутсорсинга;
  • оптимизация управления деятельностью структурных подразделений МаГУ, обеспечивающих учебный процесс (кафедры, лаборатории, центры и т.п.);
  • рационализация использования бюджетных и внебюджетных средств.

Развитие МаГУ как университетского комплекса позволит:

1. Укрепить связи с производством, бизнесом, культурой, образованием в городе и регионе путем создания и активизации деятельности технопарков, малых предприятий, образовательных центров.

2. Разработать и реализовать систему материальной и моральной мотивации труда преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов, обеспечивающей создание условий и предпосылок для зарабатывания научной и творческой работой денег и иных материальных и моральных благ.

3. Разработать и реализовать образовательные проекты, основанные на современном развитии науки, культуры, технологий потребностей общества и производства; принять активное участие в реализации ФЦПРО.

4. Обеспечить совершенствование системы объективного контроля качества образовательной деятельности университета (не только итоговый контроль и контроль внешних признаков образовательной деятельности, а контроль всех этапов процесса образования).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации о реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет» 

ФБГОУ ВПО «МаГУ» (МаГУ) – университет регионального уровня по охвату территорий, для которых он готовит специалистов, количеству студентов и образовательных программ, качеству подготовки выпускников.

Ошибки в отчётности, возможно сознательные, и управленческая неэффективность ректора привели университет в список вузов, подлежащих реорганизации. Все решения, связанные с подготовкой вуза к реорганизации, принимались ректором единолично, без обсуждения на Учёном совете университета. В связи с этим коллектив университета не избрал Семёнова В.П. ректором на новый срок. На первом после выборов Учёном совете университета 08.02.2013 г. выяснилось, что никаких предложений от ректората по реорганизации университета в Министерство образования и науки Челябинской области и РФ не направлялось. В связи с этим Учёным советом была создана рабочая группа, в задачу которой входила разработка предложений по реорганизации МаГУ.

Следует отметить, что соответствующими службами университета была проделана работа по исправлению допущенных в отчетах ошибок, и представлены ректору новые данные, из которых видно, что университет де-факто превосходит, и может с помощью городских властей де-юре превзойти нормативные пороговые значения критериев эффективности по четырем показателям из пяти. Этого было бы вполне достаточно для исключения университета из списка «неэффективных вузов» или, по меньшей мере, для перевода МаГУ из группы вузов, подлежащих реорганизации, в группу вузов, подлежащих оптимизации с сохранением юридического лица.

По первому критерию – количество площадей на единицу приведенного контингента: нормативное значение показателя – 11 кв.м. Фактически университет располагает 11,7 кв.м, однако, только 4,9 кв.м. – это собственные площади вуза. Остальные 6,8 кв.м. университету предоставил город в безвозмездное пользование (корпус Института педагогики по ул. Вокзальной, 88, корпус факультета психологии по ул. Доменщиков 28/1, корпус Интернет-центра по ул. Правды 22/1).

Министерство образования и науки РФ засчитывает только собственные площади – 4,9 кв.м.

В силу того, что фактическое наличие площадей превышает значение нормативного показателя, то по этому критерию университет де-факто проходит установленную Министерством планку.

От ректора требовалась работа с городской властью и Министерством образования и науки РФ для легитимизации фактического положения дел. Город более пяти лет назад помог университету, предоставив реальные площади. Однако за это время ректором ничего не было сделано для перевода фактического состояния дел в юридически оформленное.

По второму критерию – средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов: норматив – 60 баллов. В отчёте Министерству в результате технической ошибки указана неверная цифра. В действительности же анализ последней вступительной кампании показывает, что фактически мы имеем средний балл 60,4.

Ошибочно в отчёт внесёны средние баллы:

– 30  по специальности «Перевод и переводоведение», набор на которую не производился;

– 55  по специальности «История» вместо реальных 58 баллов;

– 72  по специальности «Журналистика» вместо 75 баллов;

– 66  по специальности «Дизайн» вместо 74;

– 52  по специальности «Декоративно прикладное искусство» вместо 65 баллов и др.

В результате такой недостоверной отчётности, за которую в соответствии с уставом вуза персональную ответственность несет ректор, провален второй критерий. Ситуацию можно было бы исправить, прояви ректор хоть какую-то настойчивость в Министерстве.

По третьему критерию – привлечение в вуз иностранных студентов: нормативное значение критерия – 0,7%. У МаГУ в целом (с учетом заочного отделения, т.е. с учетом людей занятых в экономике региона и фактически – здесь, в центре страны! – проживающих) – 0,6%. При этом на дневном отделении фактическое значение показателя – 0,76%, т.е. превосходит норматив. Есть повод для отстаивания позиции! Повод более чем убедительный. Этого не было сделано.

По четвертому критерию – объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на НРП: Норматив – 50 тысяч рублей. Фактически – 51,5 тысяч рублей. По этому критерию мы, безусловно, проходим.

По пятому критерию – объем консолидированного бюджета вуза в расчете на одного преподавателя: норматив – 1100 тыс. руб. МаГУ продекларировал – 1005 тыс. руб. по данным бюджета вуза в 2011 году. Данные 2012 года дают возможность рассчитать показатель заново. Он равен 1076,9 тыс. руб. Новые данные не были использованы как аргументы в борьбе за вуз? У нас не хватило всего 23,1 тыс. руб., чтобы войти в норму! По существу, при правильном эффективном управлении вузом нас вообще не должно было быть в списках неэффективных вузов! 

Тем не менее, новые данные не были представлены ректором в министерство образования и науки РФ. Ответственные за ошибки в отчётах не были установлены и наказаны. Это говорит о преднамеренности действий ректора, направленных на ликвидацию университета, и ставит вопрос об ответственности Семёнова В.П. за представление в Министерство образования и науки РФ недостоверных данных и судебной отмене решений комиссии Минобрнауки, внесшей МаГУ в список неэффективных вузов, подлежащих реорганизации.

Вместе с тем, выход из списка неэффективных вузов не снимает вопроса о месте МаГУ в реформируемой системе высшего образования и науки страны и региона.

Региональное значение МаГУ, во многом, определяется региональным значением Магнитогорска. Здесь следует отметить противоречивость статуса города в современной ситуации, непосредственно влияющей на перспективу развития МаГУ. С одной стороны, Магнитогорск – это город, в котором расположено крупнейшее в мире металлургическое производство, с другой, – город имеет уездный статус. Зона естественного экономического и культурного притяжения города расположена на стыке двух окраин: Челябинской области и Башкирского Зауралья. Подчинение районов Башкирии и Челябинской области, входящих в зону влияния Магнитогорска, двум равноудалённым центрам – Челябинску и Уфе – снижает административное значение города, что резко ограничивает возможности его развития. Сегодня в городе официально проживает 426500 человек, это накладывает ограничение на количество вузов федерального подчинения для уездных городов. Считается, что право на 2 вуза начинается с 500000 населения, хотя многие менее населённые областные центры имеют по несколько университетов. Эти пограничные (территориальная и количественная) ситуации, противоречие между реальным и административным статусом существовали и при советской власти. Властям Магнитогорска во все времена приходилось утверждать реальную значимость города, преодолевая административные препоны всех уровней. Областные власти, правильно понимавшие значение Магнитогорска, способствовавшие его развитию, всегда получали от города мощную поддержку на всех уровнях. Таким образом, одного вуза городу мало, до двух немного не дотягиваем в силу уездного статуса. Вопрос сохранения МаГУ лежит в плоскости перспектив развития города и находится в ведении руководителей города и области, их понимания собственного статуса на областном и федеральном уровне.

В профессиональном смысле МаГУ – одна из основных частей исторически сложившейся системы образования города и региона. В её основу, при основании города, заложили, в виде двух вузов, биполярность технического и гуманитарного образования. Планируемое присоединение МаГУ к МГТУ разрушит сложившуюся сбалансированную систему связей в образовательном комплексе Магнитогорска и части региона Южного Урала. По мнению специалистов и широкой общественности, такая реорганизация, несомненно, приведёт к падению качества образования, поскольку образовавшаяся ниша по целому ряду образовательных программ будет заполнена коммерческими филиалами негосударственных вузов. Усилится отток образованной молодёжи в другие университетские центры.

После углубленного анализа ситуации учеными МаГУ и городскими властями предложена концепция реорганизации университета, позволяющая оптимизировать систему образования в городе, убрать избыточность в подготовке отдельных направлений, поднять уровень образования.

Суть предложения заключается в том, чтобы реорганизовать МаГУ, включив в его состав педагогический и ряд других колледжей Магнитогорска (области).

Такое решение позволит улучшить количественные показатели эффективности, укрепит систему вертикальных и горизонтальных связей в образовательном комплексе, позволит решить ряд демографических и социально-политических проблем города.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ МАГНИТОГОРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К МАГНИТОГОРСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ

В послании Федеральному собранию Президент России указал на важнейшее направление модернизации педагогического образования в рамках национального проекта «Новая школа»: «педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов».

В соответствии с вышеуказанной концепцией модернизации системы профессионального педагогического образования в направлении вертикальной интеграции образовательных учреждений различного уровня в крупные научно-образовательные учреждения, Магнитогорский государственный университет предлагает решить вопрос о включении в состав ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» ГОУ СПО «Магнитогорский педагогический колледж».

1. Краткая характеристика образовательных учреждений 

В настоящее время в Магнитогорском педагогическом колледже обучается около 700 учащихся дневной и 200 учащихся заочной формы обучения. Штат преподавателей – 104 человека, в том числе 9 кандидатов наук, профессоров и доцентов нет. Материальная база колледжа включает: 4 учебных корпуса общей площадью 11700 кв.м., общежитие на 400 мест, 4 спортивных зала, столовую на 120 мест.

Контингент студентов Магнитогорского государственного университета составляет 14028 человек, из них 4072 студентов дневной формы обучения. Профессорско-преподавательский состав университета представлен 497 специалистами, из которых 59 докторов и 367 кандидатов наук. Материальная база университета включает 5 учебных корпусов общей площадью 34300 кв.м., 4 общежития на 1600 мест, спортивный комплекс с 3-мя спортивными залами, учебные мастерские, столовую на 260 мест.

В составе Магнитогорского государственного университета с 2006 года открыт институт педагогики, призванный сконцентрировать подготовку высококвалифицированных учительских кадров для города Магнитогорска и юга Челябинской области. В то же время в регионе параллельно с университетом подготовкой педагогических кадров занимается Магнитогорский педагогический колледж, обеспечивающий выпускникам среднее специальное образование по номенклатуре специальностей, полностью дублирующей номенклатуру направлений подготовки выпускников университета (см. табл.1):

Таблица 1.

№ 

 п/п

Педколледж

Университет

Шифр

Наименование

специальности

Шифр

Наименование специальности

1

050202

Информатика

050200.62

Информатика

2

050303

Иностранный язык

031201.65

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

3

050610

Музыкальное образование

050600.62

Художественное образование

4

050702

Организация воспитательной деятельности

050700.62

Педагогика

5

050710

Педагогика дополнительного образования

6

050711

Социальная педагогика

050700.62

Педагогика

(профиль: социальная педагогика)

7

050704

Дошкольное образование

050703.65

Дошкольная педагогика и психология

8

050709

Преподавание в начальных классах

050708.65

Педагогика и методика начального образования

9

050720

Физическая культура

032100.62

Физическая культура

 

Магнитогорский педагогический колледж был создан в октябре 1931 года как педагогический техникум для решения задачи массовой ускоренной подготовки учителей для скорейшей ликвидации безграмотности. Сегодня направление в современную школу специалистов со средним специальным образованием потеряло актуальность.

2. Социально-экономические последствия реорганизации

Включение педагогического колледжа в состав университета обеспечит достижение следующей системы преимуществ:

для региона:

  1. устранит ненужную в условиях демографического спада конкуренцию за абитуриента и позволит увеличить набор на учительские специальности университета;
  2. создаст условия для расширения спектра требуемых рынку образовательных услуг специалистов с заранее согласованными квалификационными параметрами за короткие сроки от «единого подрядчика», гарантирующего высокий профессиональный уровень, качество и сроки подготовки;
  3. сократит общий срок подготовки специалистов за счет реализации в одном образовательном учреждении непрерывной трехступенчатой модели профессионального образования: СПО – бакалавриат – магистратура;

для служб обеспечения занятости населения:

  1. даст возможность расширения прямых связей работодателей с крупным образовательным учреждением для создания условий гибкого реагирования системы образования региона на постоянно меняющиеся запросы рынка труда;

для выпускника:

  1. предоставит возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, удовлетворяющей его потребностям: возможность результативного завершения образования на каждой ступени (СПО или ВПО) с получением соответствующего диплома государственного образца с последующей возможностью выбора либо продолжения образования, либо начала профессиональной деятельности;
  2. предоставит возможность параллельного освоения дополнительных образовательных программ;

для университета:

  1. существенно улучшит материальную базу за счет присоединения и рационального использования более 15 тыс. кв. метров учебных площадей;
  2. позволит увеличить объем прикладных и фундаментальных научных исследований университета за счет открытия новых научных лабораторий, востребованных в условиях перехода к инновационной экономике;
  3. даст возможность более полного, гибкого и эффективного использования уникального потенциала профессорско-преподавательского состава вуза в связи с переходом на трехступенчатую систему профессионального образования (СПО – бакалавриат – магистратура);

для присоединяемого учебного заведения среднего профессионального образования:

  1.  переход в образовательное учреждение более высокого уровня будет сопровождаться всеми положительными социальными последствиями и льготами для трудового коллектива, приобретение студентами этих учебных заведений статуса студентов высшего учебного заведения.

Включение в состав Магнитогорского государственного университета Магнитогорского педагогического колледжа предполагает:

– безусловное сохранение востребованных рынком труда специальностей и профессий, обеспечиваемых присоединяемым образовательным учреждением среднего профессионального образования;

– расширение спектра специальностей, необходимых для функционирования региона в новых экономических условиях перехода к инновационной экономике;

– увеличение объема платных образовательных услуг, научно-исследовательских работ, учебно-производственных мощностей;

– повышение качества подготовки специалистов всех уровней образования за счет интеграции, непрерывности и диверсификации объединенных образовательных программ.

Министерство образования и науки РФ в настоящее время рассматривает предложение по реорганизации МаГУ в форме присоединения его в качестве структурного подразделения к техническому университету. По мнению специалистов и широкой общественности, такая реорганизация, несомненно, приведёт к падению качества образования, привлечет в город в образовавшуюся нишу множество низкопробных коммерческих филиалов негосударственных вузов, оттоку молодежи из города в другие университетские центры. 

Грядущая ликвидация МаГУ через присоединение к МГТУ сопровождается предложениями о преобразовании магнитогорского педагогического колледжа в филиал Челябинского педагогического университета. Это приведёт к тому, что в Магнитогорске вместо сложившейся системы подготовки учителей с высшим образованием, дающей качественную подготовку, начнёт формироваться, практически с нуля, точно такая же структура. Кроме потери качества и времени такое челночное движение ничего не даст.

Рабочая группа Ученого совета МаГУ

Сделать бесплатный сайт с uCoz